Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


The Sky Crawlers: техника фильма

The Sky Crawlers: техника фильма

К диковинным самолетам, спроектированным подручными Мамору Осии, по просьбе «АнимеГида» внимательно присмотрелся Алексей Дубинский - энтузиаст и знаток авиации, создатель популярного сайта «Фантастика и аниме в моделях» (http://model.otaku.ru).

В отличие от множества других аниме-фильмов и сериалов, техника в картине Осии выдумана, но не фантастична. Если показать фильм инженеру из 1947 года и спросить «А сможете вот такое?», он пожмет плечами и скажет «Конечно, сможем. Но зачем?». Многие из использованных в фильме идей родились более полувека назад и впервые обернулись чертежами еще до завершения Второй мировой войны.

Конструкции здесь сугубо функциональны, каждому элементу можно найти объяснение на основе общепринятой инженерной логики. Но если «в реале» от технически сложных новшеств, сулящих трехпроцентную прибавку скорости, отказались в пользу революционного принципа, открывшего дорогу к трансзвуковым скоростям, то в фильме нам показали, во что превратилась бы военная авиация в мире без реактивного двигателя.

Прежде чем перейти к отдельным Самолетам, давайте посмотрим, какие енденции характерны для техники из мира The Sky Crawlers.

Сайт, чтобы купить елку http://xn----ctbjabnfkfjsa1cbaqo5m.kiev.ua для празднования.

Мощность

Если нужно одним словом охарактеризовать силовые установки самолетов из The Sky Crawlers? то этим словом, несомненно, будет «мощность». Громадные размеры, спаренные моторы, высокоэффективные соосные винты, разнообразные нагнетатели для наддува воздуха и топливной смеси — конструкторы этого мира выжали из поршневых моторов все до последнего процента КПД.

Аэродинамическая схема «утка»

Компоновка самолета, при которой крылья расположены в задней части машины, а управляющие плоскости — в передней, называется «уткой». В отличие от самолетов традиционных схем, «утки» обладают лучшей маневренностью и естественной противоштопорной защитой, поскольку срыв потока на переднем оперении происходит раньше, чем на крыле, самолет клюет носом вниз и автоматически выравнивается. Из достоинств схемы вытекает и ее основной недостаток: неустойчивость, прежде всего в вертикальной плоскости. В отличие от традиционного, переднее оперение не гасит колебания по тангажу, а в ряде случаев усиливает их.

Соосные винты противоположного вращения

Благодаря соосным винтам два мотора можно установить один за другим, что в два раза сокращает общее аэродинамическое сопротивление винтомоторной группы (ВМГ). Увеличение количества лопастей и использование таких винтов позволяет снять максимум мощности с мотора в условиях ограничения на длину лопастей, накладываемых высотой шасси самолета и максимально допустимой окружной скоростью конца лопасти. Воздушная масса, проходящая через ометаемую одиночным винтом поверхность, отбрасывается не только назад, но и закручивается вбок, энергия тратится зря, к тому же вихрь попадает на рулевые поверхности и вызывает трудности в управлении. Соосные винты минимизируют такое паразитное вихреобразование, повышая КПД установки.

В сочетании с отсутствующими реактивным и гироскопическим моментами от винта это также заметно улучшает управляемость, особенно на низких скоростях при взлете и посадке, что особенно важно для самолетов с толкающими винтами. Основными недостатками соосных винтов считаются техническая сложность конструкции, повышенная шумность и вибрация.

Толкающие винты

Главное отличие толкающего винта от более традиционного тянущего в том, что при работе он не обдувает самолет. Это и хорошо, и плохо: нет потери мощности на обдув фюзеляжа соответствующее вихреобразованию, но падает управляемость на малых с ростях, как раз из-за отсутствия дополнительного обдува крыльев и рулей. Такая компоновка эффективна на высоких скоростях и невыгодна на низких. В нашей истории в момент, когда самолеты достигли того диапазона мощностей и скоростей, на которых установка толкающего винта стала бы целиком оправдывать себя, на смену поршневому двигателю как раз пришел реактивный, поэтому такие ВМГ использовались в основном в качестве временого паллиатива при разработке реактивных самолетов. Последние поршневые моторы имели схожие с реактивными массо-габаритные характеристики, располагались в тех же местах конструкции самолета и легко затем заменялись на реактивные.

Если внимательно рассмотреть нарисованные художниками Production I.G. летательные аппараты, можно проследить их родословную, восходившую к конструкторской мысли его исторической реальности. Некоторые из прототипов были построены и летали, некоторые навсегда остались на чертежах, а то и на салфетках. Но они существовали.

Самолеты Rostock

Sanka Mk. В

В отличие от остальных самолетов в фильме, Sanka практически копирует реально существовавшую машину, японский экспериментальный Kyushu J7W1 Shinden. Компания Kawanishi разрабатывала реактивный истребитель, но чтобы не дожидаться доводки двигателя и опробовать передовую по тому времени схему самолета, на фирме Kyushu, куда передали заказ на постройку, сначала оснастили его поршневым мотором. Компактная «утка» с размещенным практически в центре масс мощным двигателем, вухкилевым вертикальным оперением и носом, свободным для размещения целой батареи автоматических пушек, обещала стать скоростным и маневренным истребителем, способным сбивать с одного захода даже тяжелые «Сверхкрепости» В-29. Все это было настолько многообещающе, что командование японского флота заказало 1800 истребителей, не дожидаясь завершения испытаний. Однако первый полет J7W1 состоялся только 3 августа 1945 года, за неделю до капитуляции Японии, и единственный опытный образец увезли в США.

Конструкторы Sanka увеличили мощность двигателя и добавили соосные пропеллеры противоположенного вращения. В самом начале фильма показана в работе система отстрела лопастей, позволяющая летчику относительно безопасно при необходимости покинуть самолет с парашютом. Что характерно, катапульты, вполне доступной на технологиях середины сороковых годов и штатно стоявшей на некоторых немецких самолетах, тут нет, зато есть гораздо более технологически продвинутая убираемая штанга для дозаправки в воздухе. Занятная особенность — языковая смесь. Пилоты на земле общаются по-японски, в воздухе — по-английски (как и в настоящих послевоенных японских ВВС), а технические надписи на самолетах выполнены на английском и немецком.

Senryu

В описании на сайте его называют «транспортным самолетом, оборудованным радаром», но это скорее всего трудности перевода. На самом деле перед нами типичный тяжелый ночной истребитель: четыре пушки, радар и никакого грузового отсека. Радар очень интересный — судя по характерным антеннам, это некий аналог немецких сантиметровых радаров Lichtenstein. «Лихтенштайны» были далеко не самыми лучшими радарами Второй мировой: тяжелые, громоздкие и маломощные, с узким сектором поиска и дальностью всего в несколько километров, по основным параметрам они уступали аппаратуре союзников. То ли Осии просто понравились усики антенн, то ли руководство корпорации Rostock сознательно ограничило технические возможности для сохранения зрелищности воздушных схваток.

Так или иначе, но в результате нос Senryu напоминает нос немецкого Junkers Ju-188 (правда, в варианте ночного истребителя у того несколько менялась схема остекления), а вот дальше начинаются чудеса. Общая компоновка машины сходна с разработанным в 1943 году фирмой Focke-Wulf эскизным проектом двухбалочного истребителя с мотором BMW 803. Поскольку двигатель расположен далеко за кабиной, языки пламени из выхлопных патрубков в темноте не слепят пилота. Ночной бой в 1940-х, как правило, требовал достаточно близкого сближения с целью с задней полусферы, истребитель должен был обладать повышенной стабильностью, поскольку находился бы в спутной струе от винтов атакуемого. Двойной киль давал эту повышенную стабильность. Неясно, зачем килям придали скошенность внутрь. Теоретически такая конструкция должна придавать хвостовой части дополнительный вектор подъемной силы, но зачем это нужно при наличии немаленького горизонтального стабилизатора, фактически выполняющего роль дополнительного крыла, непонятно. Для красоты, наверное.

Похожая схема была разработана для нереализованного проекта BMW Strahljager Projekt III, но там это было сделано как раз для того, чтобы компенсировать отсутствие горизонтального оперения. Достаточно крупные размеры позволяют разместить топливные баки для долгого барражирования, а соответствующая масса — сохранять стабильность даже в болтах внутри спутной струи. Необходимая мощность обеспечивается размещенным над спаренными двигателями общим импеллерным нагнетателем. Двигатели в хвосте фюзеляжа хуже обдуваются набегающим потоком воздуха, соответственно, хуже охлаждаются. В Senryu проблему решили жидкостным охлаждением моторов: охлаждающая жидкость поступает по трубам сквозь крыльевые баки в радиаторы, размещенные в носках гондол. Таким образом тепло сначала частично поглощается топливом и рассеивается со всей поверхности крыла, а затем окончательно уносится в атмосферу с радиаторов. Благодаря размещению в гондолах, а не носке крыла, например, удалось одновременно убить несколько зайцев: во-первых, сохраняется столь необходимый объем для топливных баков, во-вторых, находится полезное применение гондолам, без того ставшим бы лишь аэродинамической обузой, и в-третьих, доступное конструкторам внутреннее пространство гондол позволило не просто выставить радиаторы в набегающий поток воздуха, а устроить для них профилированный туннель с регулируемыми створками, значительно снижающий сопротивление всей конструкции. Миновав узкий вход в туннель, воздух замедляется, потом обтекает радиатор и нагревается, а потом с ускорением вытекает через суженное регулируемое сопло на выходе. Так что туннель радиатора работает как маленький реактивный двигатель, преобразуя тепловую энергию перегретой жидкости в дополнительную тягу.

Someaka

Пожалуй, самый необычный самолет во всем фильме. Тяжелый двухмоторный истребитель с толкающими винтами, крылом обратной стреловидности и аэродинамической схемой «утка». На крыле с обратной стреловидностью воздушный поток смещается к фюзеляжу, а не срывается с законцовок, что улучшает маневренные характеристики самолета и его управляемость. Однако это может вызывать проблемы с устойчивостью. Фюзеляж с ярко выраженным горбом в центральной части испугает любого знакомого с правилом площадей инженера-аэродинамика. Найти реальный прототип такой конструкции в поршневую эпоху достаточно трудно. По компоновке ближе всего проект двухместного одномоторного скоростного бомбардировщика Р.87 фирмы Henschel (Имперское министерство авиации в 1941 году закрыло этот проект на стадии продувок в аэродинамической трубе под предлогом того, что «...летчикам будет непривычно, что пропеллеры находятся сзади, а горизонтальное оперение — спереди»), а бочкообразный фюзеляж чем-то напоминает японский разведчик Yokosuka R2Y Keiun.

Предназначение самолета, скорее всего — борьба с бомбардировщиками, для маневренного воздушного боя он выглядит слишком большим и неуклюжим; впрочем, против Rainbow он вполне может себя показать.

Тяжелый бомбардировщик

Как и Sanka, эта чудовищная махина имеет очень близкого родственника в реальном мире, американский бомбардировщик Northrop YB-35. Компоновка «летающее крыло» давала выигрыш в аэродинамическом сопротивлении и хорошую грузоподъемность, то есть боевую нагрузку и дальность/продолжительность полета, хотя и проигрывала в максимальной скорости традиционным самолетам. Машина была построена в нескольких экземплярах, впервые поднялась в воздух в 1946 году и хорошо летала, но шанса стать основой американской стратегической авиации ее лишило появление реактивных двигателей и аэродинамически оптимизированных под них бомбардировщиков. Впрочем, когда требования к скорости ушли на второй план, летающее крыло Нортропа триумфально вернулось в виде бомбарди-овщика-невидимки Northrop В-2.

В фильме графически усилили характерные черты этой гага avis, добавили пару двигателей, гондолу бомбардира в носу, вертикальное оперение на законцовках крыльев и большой нижний киль.

Средний бомбардировщик

Обычный двухмоторник, похож на North American В-25 Mitchell с толкающими винтами, разве что кабина пилотов сделана заподлицо с фюзеляжем на манер Curtiss-Wright С-46.

Летающая лодка-заправщик

Ненадолго появляется в сцене полета. Трехмоторный самолет с двумя двигателями в крыле и одним фюзеляжем. Реального прототипа не нашлось, но выглядит лодка как дочь греха советского МДР-6А и немецкого Blohm Voss BV 138.

Самолеты Lautern

Skyly J2

Основной воздушный противник героев фильма имеет традиционную компоновку с тянущим винтом и больше всех остальных похож на истрибитель из нашего мира. Крылья и хвост от Mitsubishi J2M Raiden, нос от Focke-Wulf Та—152, винты от Westland Wyvern, Х-образный двигатель, как у Hawker Tornado. Взболтать, перемешать, накачать стероидами. Примерно так и оглядели бы истребители в 1946-м, если бы некая сила изъяла реактивные дигатели из нашей Вселенной.

Rainbow

Если не считать толкающих винтов, этот самолет похож сразу на Пе-2, Bf-110, Potez 630 и на множество других, менее известных двухмоторных двухкелевых тяжелых истребителей. Найти полный аналог с толкающими винтами не удалось, ближе всего к Rainbow подошли оставшиеся на бумаге британские проекты Supermarine Туре 325 и Westland F.6/39, хотя оба и предусматривали однокилевое оперение.

Аэродинамика уровня конца 1930-х, винты расположены близко к задней кромке крыла, и возмущенный воздушный поток оттуда попадает на лопасти пропеллеров, снижая их эффективность. Рубленые формы фюзеляжа дают основание предположить наличие бронированного несущего корпуса (как у штурмовика Ил-2), что в сочетании с четырьмя крупнокалиберными пушками позволяет определить предназначение самолета как перехватчика. Благодаря обдуву рулей близко расположенными винтами, управляемость и маневренность на низких скоростях должны быть хорошими, но в целом «Радуга» представляется самой старой и неудачной конструкцией из показанных в фильме.

Тяжелый бомбардировщик / транспортник

Мелькнул лишь силуэтом. Шесть моторов, толкающие винты, трехкилевое оперение. Фактически силовая установка Convair В-Зб на увеличенном планере от Consolidated В-24, с добавленным центральным килем.

Так уж получилось, что полунастоящие самолеты в фильме гораздо реальнее полупридуманных человеческих взаимоотношений. Альтернативный мир в вещественной своей ипостаси одновременно и достаточно невероятен, и предельно осязаем, чтобы ошеломить внутреннего скептика в зрителе, заставить уверовать в происходящее. Если не сомневаешься в мелочах, гораздо легче поверить и в целое. Может быть, этого Осии и добивался. А может, он просто любит самолеты?

Автор:

Раскажи всем:

Комментарии (0)

Оставить комментарий


В рубрике "Статьи":

Харакири и Самурай

Харакири и Самурай«Хара» — в буквальном смысле слова — живот, чрево (точнее, та его часть, что располагается па пять сантиметров ниже вправо и влево от пупка). В переносном же значении это слово обозначает душу, ум, характер, намерения, глубинные мысли — все то, что на Западе с...

Саске Учиха и след Итачи

Саске Учиха и след Итачи alive-portal.ru: Саске Утиха – один из главных героев аниме Наруто. Внешность Саске имеет следующие особенности. Глаза у него узкие, черные. Волосы тоже черные, но с синеватым оттенком, сзади растрепанные, а спереди разделены на две пряди. Имеет довольно стройное тело, средний рост, хорошее телосложе...

Tantei Gakuen Q

Tantei Gakuen QМы давно привыкли, что в центре событий бывают школы или клубы по интересам. «Школа детективов Кью» совместила в себе и то, и другое. С одной стороны, пятеро абсолютно разных ребят нашли себе толковое занятие, а с другой, они действительно обучаются детективному ремеслу, относясь к делу ...

Верность и Мудрость Японии

Верность и Мудрость Японии Верность Негромко хлопнув, затворилась дверь,  А в след смотрели карие глаза.  Ну что ж ,собака, сделаешь теперь?  А с шерсти на пол сорвалась слеза.  Лежал на полке, слушал стук колес,  А поезд уносил куда-то вдаль,  Вздыхал один в ква...

Как учат в школе

Как учат в школеАниме и дорамы со школьной тематикой встречаются довольно часто, и Вы наверняка уже более-менее разобрались в японской системе образования. Для тех, кто упустил те или иные моменты или вообще только начинает осваивать, как учатся дети Японии, эта статья станет своего рода шпаргалкой. Итак, первый во...

Японские театры part 3: Такаразука – women only

Японские театры part 3: Такаразука – women onlyЗатрагивая тему японских театров, нельзя не обратить внимание на Такаразуку – театр, по своей сути противоположный Кабуки: здесь все роли исполняют женщины. В следующем году он отметит столетний юбилей: в 1914 году Такаразука увидел свет, представив зрителям небольшое музыкальное представление...

Японские театры part 2: театр Кабуки – ближе к народу

Японские театры part 2: театр Кабуки – ближе к народуА мы продолжаем знакомиться с театрами Японии, и сегодня у нас на повестке дня театр Кабуки. Если Но зарождался как развлечение для высших слоев общества, то Кабуки более приближен к народу. А ведь вначале простым людям развивать искусство было просто негде. Кабуки начинался в эпоху Токугава с ритуа...

Японские театры part 1: театр Но – выбор элиты

Японские театры part 1: театр Но – выбор элитыЗнакомясь с японской культурой, нельзя обойти вниманием театр. Это искусство зародилось полтора тысячелетия назад, когда буддизм, пришедший в Японию с материка, принес с собой танцы и музыку. По маскам и костюмам, по сценографии и актерскому мастерству, по танцам и гриму Вы всегда узнаете японский т...
Δ Наверх