«Тревожный повод заставляет нас обратиться лично к вам за помощью. Все российское анимационное сообщество потрясено новостью, которая практически является смертным приговором отечественной анимации».
Такими словами начинается открытое письмо аниматоров двум главным руководителям российского государства. Причина, заставившая художников и режиссеров взывать к высшим силам, банальна: в очередной раз уменьшена сумма, выделяемая на создание мультипликационных фильмов.
Со времен возникновения «Союзмультфильма» искусство анимации в России полностью зависит от государственной поддержки. К тому же, съемка анимационного фильма является одним из самых затратных и долгосрочных видов кинопроизводства. Данное условие зачастую делает анимацию малопривлекательной для внешних инвестиций. При этом настоящий коммерческий потенциал существует только в области сериалов и полнометражных фильмов, для масштабного выпуска которых в России нет соответствующей инфраструктуры.
Как мультипликаторы справедливо замечают в письме на имя Дмитрия Медведева и Владимира Путина, «традиционные для российской анимации и любимые детьми короткометражные мультфильмы не являются в полном смысле коммерческим продуктом». С точки зрения мастеров оживления рисунка, поддержка анимации должна стать одной из важнейших задач государства — ведь это, по сути, инвестирование в будущие поколения граждан страны.
Аниматоры решились на воззвания, чуя близость краха целой отрасли кинематографа — той самой, которой государство неустанно гордится и использует в имиджевых целях. Чебурашка из одноименного мультфильма колесит по всему миру вместе с российскими спортсменами, «Ежик в тумане» приводится патриотически настроенными спорщиками как доказательство превосходства Наших над Ними. Но сама российская мультипликация может окончательно рассыпаться, и о былом величии будут напоминать лишь замусоленные до дыр фильмы-призраки советской эпохи.
Великие режиссеры составляют воззвания, говоря о возможном отставании «от мирового анимационного процесса». Но ведь и сейчас гордостью россиян являются не трехмерные анимационные герои, а старые добрые куклы, «перекладки» и рисованные фильмы, пусть и снятые с использованием компьютера. Именно этот «нафталин» придает шарм и обаяние нашей анимационной школе, возводя ее в уникальный статус. По всему миру торжествует мультипликационный производственный «Макдо-налдс», а у нас до сих пор пекут с любовью оживленные «пирожки».
Из России уже происходил отток мастеров. После Октябрьской революции эмигрировали создатель кукольной мультипликации Владислав Старевич и изобретатель игольчатого экрана Александр Алексеев. Для нас они — нашенские, россияне, но жили и работали эти люди отнюдь не у нас. В 1990-е годы тоже состоялся массовый отток «анимационных мозгов» — и теперь русские мастера работают на «Дисней», Nickelodeon и Cartoon Network. Даже оскароносный «Старик и море» Александра Петрова создавался в Канаде на японские деньги. Чем закончится текущая «утряска» финансовых потоков — предположить сложно.
Можно не соглашаться с отдельными формулировками в описании будущего, предложенными в обращении. Потеря нашей анимации, с точки зрения авторов, будет означать, что «целые поколения детей будут смотреть зарубежные мультфильмы и сериалы сомнительного качества и содержания, воспитываться на чуждых нам ценностях, традициях и культуре». Лучшие образцы мировой анимации, как правило, всё-таки унивесальны и пропагандируют общечеловеческие принципы гуманизма. Но жутко думать, что дети и родители будут совсем лишены новых российских мультфильмов. Ведь какими бы прекрасными ни были зарубежные ленты, своя анимационная азбука в стране существовать должна.
Под текстом открытого письма, подписанного Эдуардом Назаровым, Федором Хитруком, Леонидом Шварцманом и другими выдающимися мультипликаторами, на сайте «Аниматор.ру» ведется дополнительный сбор подписей.
Комментарии (0)