Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


Мидзухо Нисикубо: В поисках таинственного самурая

Мидзухо Нисикубо: В поисках таинственного самурая

«Мусаси Миямото: мечта последнего самурая» — так называется аниме Мидзухо Нисикубо, снятое по сценарию мэтра японской анимации Мамору Осии. Этот фильм, вышедший на экраны в июне 2009 года, повествует о самом известном самурае в японской истории, легендарном Мусаси Миямото (1584-1645). Рассказывают, что Мусаси провел более шестидесяти поединков с выдающимися мастерами меча и никому из них не удалось его победить. Тайны своей стратегии Мусаси раскрыл в трактате о фехтовальном искусстве «Книга Пяти Колец». Обозреватель «АнимеГида» Николай КАРАЕВ пообщался с режиссером аниме-версии похождений легендарного воина.

Биографическая справка

Мидзухо Нисикубо (иногда бывает указан в титрах как Тосихико Нисикубо) родился 15 января 1953 года, а в анимацию пришел во второй половине 1970-х. Первая значительная работа — режиссура части детского аниме Berufi to Rirubitto (1980). С тех пор господин Нисикубо выступал в ролях режиссера, постановщика анимации, автора раскадровок или сценариста самых разных OVA и ТВ-сериалов, от The Rose of Versailles (1979-1980, серии 25-40) и Zillion (1987) до Video Girl Ai (1992) и OtogiZoshi (2004).

Человек, опоздавший в Вудсток

Нисикубо: «снял фильм за Осии и не жалею!»Почему именно Мусаси? Легендарный самурай жил 400 лет назад. Что делает его столь значимыгм сегодня для вас лично и для японских зрителей вообще?

Эпоха, в которую жил Мусаси, стала переходным периодом от времени войн и смут к времени мира и спокойствия. Родись Мусаси чуть раньше — и он участвовал бы в тех войнах и тех смутах. Но, поскольку реализовать талант гениального полководца и стратега ему не удалось, он решил направить силы в иное русло и стал непревзойденным фехтовальщиком, великим мастером меча. К какой цели стремился Мусаси? Через что ему пришлось пройти? На эти вопросы и отвечает наш фильм. К слову, я испытываю схожее чувство: мне не довелось поучаствовать в японском движении за гражданское общество — пик активности этого движения пришелся на 1970 год, — опоздал я и на рок-фестиваль «Вудсток», обозначивший конец эры хиппи, и в «Новый Голливуд». Я как человек, который бежал что есть сил, но не успел ни на один поезд. Поэтому со временем я начал смотреть на мир через ту же призму, что и Мусаси.

Западные читатели часто считают «Книгу Пяти Колец» всего-навсего учебником фехтовального искусства. Вдохновляет ли это сочинение Мусаси Миямото японцев, в том числе вас?

Мусаси завещал драться сразу двумя мечамиВ современной Японии «Книгу Пяти Колец» рассматривают не как справочник по фехтованию, а как философский трактат. Менеджеры воспринимают «Книгу» как пособие по успешному ведению бизнеса, школьники думают, что это учебник японской ментальности. Действительно, последняя часть «Книги» повествует о духовных материях, однако ядро ее составляет руководство по ведению боевых действий. И если освободиться из плена стереотипов, сразу видно, что сочинение Мусаси — это в первую очередь весьма рациональный трактат о воинском искусстве. Лично мне логика Мусаси кажется весьма интересной, попросту захватывающей. И вот что интереснее всего: во введении Мусаси пишет, что ни разу не потерпел поражения, но ни словом не упоминает самый знаменитый свой поединок. Когда я это понял, во мне проснулся интерес и к Мусаси-человеку.

Мусаси — герой множества пьес, книг, фильмов и видеоигр, он превратился в легенду, стал почти мифологической фигурой. Вам это мешало или скорее помогало? И можно ли вообще показать исторического Мусаси, каким он был — или каким вы его себе представляете?

Кодзиро Сасаки тоже пал от руки нашего герояСамый известный образ Мусаси создал в своем романе Эйдзи Есикава, но наш фильм, не отрицая этого образа, показывает самурая в новом свете. Сначала в картине действует Мусаси, каким мы привыкли его видеть, однако по мере того, как меняется угол зрения, наш герой оказывается совсем другим человеком. Если изучить последовательно «Книгу Пяти Колец» и множество сохранившихся письменных свидетельств, мы всякий раз будем видеть нового Мусаси: он таков, каким запечатлен в конкретном источнике, а если взять за основу другой источник, Мусаси тоже изменится. Даже в документальном кино всё определяет в конечном счете воля автора.

Приближаясь к Мусаси

По вашим словам, «Мусаси» — это сочетание философских воззрений Мамору Осии и холодного самурайского экшна. О какой философии идет речь, и как она повлияла на ваш фильм?

Мамору Осии - от знака Сценарий Осии вращается вокруг «всемогущего Мусаси». «Всемогущество» тут — не что иное, как способность преодолеть специфические барьеры, воздвигаемые перед людьми японским обществом. Осии размышляет о важной роли, которую Мусаси с его «всемогуществом» и необычным для человека той эпохи рациональным мышлением сыграл вистории нашей страны.

Как правило, Мамору Осии сам снимает фильмы по собственным сценариям. Почему в случае с «Мусаси» всё получилось иначе?

Изначально этот фильм заказал один зарубежный исторический телеканал. Осии принял заказ и сказал мне: «Я хочу сделать фильм о Мусаси. Не согласишься ли ты стать его режиссером?» Он с самого начала решил, что ограничится написанием сценария. Осии было что сказать, и он сочинил сценарий, в который вложил все свои идеи. Всю последующую работу он доверил режиссеру.

Вы снимали фильм так, как вам этого хотелось, или же Осии контролировал съемки и следил за тем, чтобы вы верно истолковывали его идеи?

Мамору Осии сказал мне: «Вместо того, чтобы стараться сохранить сценарий, снимай фильм так, как тебе этого хочется». Он передал мне сценарий и вообще не вмешивался в съемочный процесс. Главное изменение, которое я внес, было вот каким: в фильме по сравнению со сценарием меньше внимания уделяется Мусаси как объекту исторической науки и больше — Мусаси как человеку. Я задавался вопросами вроде: «Почему Мусаси никогда не упоминал о своем самом знаменитом поединке с Кодзиро Сасаки на острове Ганрюдзима?» — и шаг за шагом приближался к настоящему Мусаси.

Документальное аниме — редкое явление. Каковы преимущества и недостатки сочетания документалистики с анимацией?

Зимой и летом одним цветомЯ хотел снять документальный фильм об историческом персонаже, и, поскольку моя специальность — анимация, логично было использовать эту технику. Для обобщенных образов героев лучше всего подходит обычная 2D-анимация, потому в этой технике показаны поединки на мечах; чтобы зритель не терялся в потоке исторической информации, происходящее комментируют карикатурные персонажи, изображенные в 3D; наконец, в фильме есть и «живые» кадры — их я использовал для придания картине достоверности, чтобы можно было своими глазами увидеть, например, места сражений. В итоге я соединил эти три техники с целью добиться максимального эффекта.

Вы и раньше снимали исторические аниме, в том числе и сериал Otogi Zoshi, действие которого происходит в древней Японии. В чем заключаются особенности таких аниме?

Русские солдаты все волосаты и бородатыДействие Otogi Zoshi происходит в двух эпохах: одна история разворачивается в VII веке нашей эры, другая — в XX веке, и в целом этот сериал повествует о связи времен. Точно так же в «Мусаси» есть рассказ о том, как эпоха, когда жил главный герой, то есть конец XVI и начало XVII века, повлияла на русско-японскую войну начала XX века. Снимая фильм о самураях далекого прошлого, я старался понять, как их жизни с неизбежностью проецируются на современность. И хотя эпоха Мусаси почти не пересекается с миром, в котором — здесь и сейчас — существуем мы, я очень рад, что мне довелось снять фильм об этом человеке.

Автор:

Раскажи всем:

Комментарии (0)

Оставить комментарий


В рубрике "Интервью":

Первый отряд: Момент истины, интервью с создателями

Первый отряд: Момент истины, интервью с создателямиВ рамках 31-го Московского международного кинофестиваля состоялась премьера анимационного фильма об оккультной изнанке Великой Отечественной войны — борьбе Шестого отдела советской внешней разведки с магами немецкой организации «Аненербе». Японо-российско-канадская постановка с пио...

Персональная выставка: Cattish

Персональная выставка: CattishНа вопросы «АнимеГида» отвечает Cattish - художница, получившая, вместе со сценаристом Radio Гран-При и приз голосования «Народная, любовь» на фестивале рисованн ых историй «КомМиссия 2009» за пролог комикса Alabama. Как давно рисуете? Есть ли у вас художественное...

Брайан Юзна: "Да, я фанат аниме"

Брайан Юзна: "Да, я фанат аниме"Юзна - настоящий мастер хоррора, снявший и спродюсировавший за свою жизнь столько дешевых и не очень ужастиков, что кровь стынет в жилах. При всём том не чужд он и аниме: в 1991 году герой нашего интервью стал продюсером экранизации «Гайвера», в 1995-м повторил этот подвиг с аниме «...
Δ Наверх