Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


Лекция о... Eden of the East

Лекция о... Eden of the East

Одна моя бывшая студентка обратилась с просьбой помочь по работе. Девушка подвизается в некоем заведении, где занимаются социологическими исследованиями из соображений маркетинга. Сейчас там пытаются опрашивать молодых людей, побывавших в Японии и США, на предмет того, что популярно сейчас среди молодежи, и не привезли ли они этого случайно из-за бугра.

Конечно, я объяснил ей, что исследование ведется исходя из совершенно неправильной предпосылки, так как популярные тренды ногами не ввозят. Сначала тренд преодолевает языковой барьер, в основном посредством интернета, потом формируется местная субкультура в зачатковом виде, затем появляется некий предприниматель (или несколько), начинающий ввозить атрибуты тренда, если их невозможно производить на месте. Только после этого тренд набирает обороты и может превратиться в общенациональный. Опрашивать ездящих, таким образом, относительно бесполезно; лучше посмотреть на Google Trends и почитать boingboing.net.

Но одно наблюдение про Японию я таки высказал. Наблюдение следующее: там распространяется идея личной ответственности за привилегии. Noblesse oblige, благородие обязывает. Тот, кому дано, должен вести себя определенным образом и нести ответственность перед всем обществом в целом, чтобы это самое благородие оправдать. Тенденция относительно новая, раньше было иначе.

Сказал и задумался: а правда ли, собственно? Скорее правда, чем нет, а вот во всем остальном мире наблюдается тенденция скорее обратная. Если спросить, что может мотивировать человека искать рабства — вы не представляете, сколько по англоговорящему интернету мазохистов, пребывающих в тщетных поисках партнера — ответ обычно один и тот же: «ни о чем не надо заботиться». Груз ответственности велик и давит безмерно, в том числе ответственности за самого себя.

В Японии эта тенденция — скорее протест против обвинения хикикомо-ри (только не говорите, будто не знаете, кто это такие) в бесполезности в целом, что тема для отдельной лекции. Уход от общества в затворничество в узкой, непонятной другим культуре, бравирующей собственным изгойством — это не отказ от ответственности, а наоборот, обостренное принятие ее. А как же в других культурах?

На Руси распространяется практика дауншифтинга, которая формально интерпретируется как отказ от ценностей общества потребления (зарабатывания больших денег непонятно зачем) в пользу семейных и личных ценностей. Но как пишут наши HR-менеджеры, дауншифтинг по-русски — это нечто другое. Именно уходом от ответственности мотивируется переход главного бухгалтера из компании с «серой» отчетностью в компанию с отчетностью «белой» и на меньшую должность.

Но ответственность тоже бывает разная. Бывает ответственность вообще и перед кем-нибудь, а бывает ответственность перед всем обществом, и от этой ответственности мы все убежали очень давно. Год тому назад мне перепало предложение написать курс лекций для тех самых HR-менеджеров, перед которыми стоит очень тяжелая проблема — мотивировать людей принять ответственность за свой труд. Что тяжело даже на оборонных предприятиях, значение которых для страны огромно. Мне привели буквальный пример, как менеджер, вроде бы обеспеченный и довольный жизнью, к тридцати годам понимает, что ничего стоящего в жизни не сделал и лучшие годы угробил на торговлю зеленым горошком, после чего вешается. Он, конечно, прав, но без зеленого горошка тоже жить не очень весело!

Я долго размышлял, чего бы сказать по этому поводу, но понял, что хороших решений у меня нет, и от предложения пришлось отказаться.

И вот в аниме — конкретно, Eden of the East — я вдруг встречаю героя, чья основная привлекательность именно в том, что он готов принять на себя ответственность за всю страну и заставить других себе содействовать.

Кто бы нас так заставил?

Автор:

Раскажи всем:

Комментарии (1)

Аватар 02.07.2013 в 01:21#162
лучшее аниме. которое мне когда либо приходилось видеть)) его действительно стоит посмотреть ^_^
Оставить комментарий


В рубрике "Статьи":

Харакири и Самурай

Харакири и Самурай«Хара» — в буквальном смысле слова — живот, чрево (точнее, та его часть, что располагается па пять сантиметров ниже вправо и влево от пупка). В переносном же значении это слово обозначает душу, ум, характер, намерения, глубинные мысли — все то, что на Западе с...

Саске Учиха и след Итачи

Саске Учиха и след Итачи alive-portal.ru: Саске Утиха – один из главных героев аниме Наруто. Внешность Саске имеет следующие особенности. Глаза у него узкие, черные. Волосы тоже черные, но с синеватым оттенком, сзади растрепанные, а спереди разделены на две пряди. Имеет довольно стройное тело, средний рост, хорошее телосложе...

Tantei Gakuen Q

Tantei Gakuen QМы давно привыкли, что в центре событий бывают школы или клубы по интересам. «Школа детективов Кью» совместила в себе и то, и другое. С одной стороны, пятеро абсолютно разных ребят нашли себе толковое занятие, а с другой, они действительно обучаются детективному ремеслу, относясь к делу ...

Верность и Мудрость Японии

Верность и Мудрость Японии Верность Негромко хлопнув, затворилась дверь,  А в след смотрели карие глаза.  Ну что ж ,собака, сделаешь теперь?  А с шерсти на пол сорвалась слеза.  Лежал на полке, слушал стук колес,  А поезд уносил куда-то вдаль,  Вздыхал один в ква...

Как учат в школе

Как учат в школеАниме и дорамы со школьной тематикой встречаются довольно часто, и Вы наверняка уже более-менее разобрались в японской системе образования. Для тех, кто упустил те или иные моменты или вообще только начинает осваивать, как учатся дети Японии, эта статья станет своего рода шпаргалкой. Итак, первый во...

Японские театры part 3: Такаразука – women only

Японские театры part 3: Такаразука – women onlyЗатрагивая тему японских театров, нельзя не обратить внимание на Такаразуку – театр, по своей сути противоположный Кабуки: здесь все роли исполняют женщины. В следующем году он отметит столетний юбилей: в 1914 году Такаразука увидел свет, представив зрителям небольшое музыкальное представление...

Японские театры part 2: театр Кабуки – ближе к народу

Японские театры part 2: театр Кабуки – ближе к народуА мы продолжаем знакомиться с театрами Японии, и сегодня у нас на повестке дня театр Кабуки. Если Но зарождался как развлечение для высших слоев общества, то Кабуки более приближен к народу. А ведь вначале простым людям развивать искусство было просто негде. Кабуки начинался в эпоху Токугава с ритуа...

Японские театры part 1: театр Но – выбор элиты

Японские театры part 1: театр Но – выбор элитыЗнакомясь с японской культурой, нельзя обойти вниманием театр. Это искусство зародилось полтора тысячелетия назад, когда буддизм, пришедший в Японию с материка, принес с собой танцы и музыку. По маскам и костюмам, по сценографии и актерскому мастерству, по танцам и гриму Вы всегда узнаете японский т...
Δ Наверх