Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


Демагогия: Первый отряд

Демагогия: Первый отряд

Этим летом мне довелось посмотреть долгожданный «Первый отряд». Я мог бы написать о нем целый трактат, но не буду превращать свою колонку в филиал раздела рецензий. Вместо этого поговорим об основной идее «Отряда», которая наверняка еще всплывет, если в России продолжат делать фильмы о Великой Отечественной.

Что же это за идея? «Подростки-супергерои на войне». С художественной точки зрения — весьма перспективная концепция. Она может стать отдельным жанром нашего масс-культа. И всё бы ничего, но Великая Отечественная — не просто фрагмент прошлого. Эта война доверху идеологически нагружена. И, к сожалению для «Первого отряда», идеология Великой Отечественной полностью ему противоречит.

Будем откровенны. Супермены — мечта отчаявшихся неудачников. Американские супергерои были придуманы в годы Великой Депрессии. Японские супергерои — в конце войны и после катастрофического поражения. Китайские байки о мастерах кунг-фу, отражающих животом пули, распространились во времена, когда иностранцы творили в Китае, что хотели. Люди грезят о сверхъестественных помощниках, если думают, что спасти и защитить их может только чудо.

А теперь посмотрим на Великую Отечественную. Была ли она для нас чудовищным поражением, спровоцировавшим мечты о сверхъестественном триумфе? Нет. Наши предки, обычные люди из плоти и крови, подчас плохо подготовленные и недостаточно вооруженные, выиграли воину. Они не были супергероями, у них не было мистических способностей, они не считали себя «избранными». Однако они утерли нос немцам и японцам, которые, как раз, полагали себя лучше всех и выше всех. В этом главный идейный урок Великой Отечественной. И если бы мы оказались на месте наших прадедов, в случае поражения мы не могли бы оправдаться тем, что не умеем прыгать на 20 метров. Потому что прадедам это не помешало.

Те, кто разбирается в подоплеке аниме-сюжетов, могут сказать, что авторы наделяют подростков сверхспособностями, чтобы сделать их главными героями «взрослых» сюжетов. Ведь нормальный ребенок должен ходить в школу, слушаться маму и вовремя ложиться спать. Если на Землю нападут пришельцы, взрослые обратятся к детям за помощью лишь в том случае, если у последних будут особые таланты.

Замечание справедливое, но к Великой Отечественной оно не относится. Потому что дети и подростки участвовали в войне. Они трудились на заводах, помогали партизанам, подчас выполняли очень опасные задания. Опять же, без всяких сверхспособностей. Рассуждая об истоках своего фильма, авторы «Первого отряда» упомянули «Иваново детство» Андрея Тарковского — художественный фильм, основанный на реальных событиях. И отнюдь не единичных. Так зачем же придумывать детей-супергероев, если их подвиги бледнеют в сравнении с подлинным героизмом подростков 1940-х, не защищенных магическими талантами?

С тем же успехом можно нарисовать мультфильм о том, что Гагарин был Суперменом, способным пережить разгерметизацию космического корабля и спокойно вернуться домой. Хотя подвиг Гагарина был именно в том, что человек прорвался в мир неведомого, рискуя жизнью каждую секунду своего путешествия.

Но что делать, если всё же хочется рассказать фантастическую или фэнтези-историю о Второй мировой? Ответ давно известен. Магия должна быть на стороне противника. Так устроен «Властелин Колец», где мощи Саурона противостоят два хоббита. Так устроены игры вроде Doom и Quake, где обычный солдат с кем только не сражается... Это старый как мир рецепт. Подчеркивайте силу противника, принижайте возможности героя — и тогда победа будет подлинным подвигом. Каждый может убить злодея волшебным мечом. А вот консервным ножом — только истинный богатырь.

Автор:

Раскажи всем:

Комментарии (0)

Оставить комментарий


В рубрике "Статьи":

Харакири и Самурай

Харакири и Самурай«Хара» — в буквальном смысле слова — живот, чрево (точнее, та его часть, что располагается па пять сантиметров ниже вправо и влево от пупка). В переносном же значении это слово обозначает душу, ум, характер, намерения, глубинные мысли — все то, что на Западе с...

Саске Учиха и след Итачи

Саске Учиха и след Итачи alive-portal.ru: Саске Утиха – один из главных героев аниме Наруто. Внешность Саске имеет следующие особенности. Глаза у него узкие, черные. Волосы тоже черные, но с синеватым оттенком, сзади растрепанные, а спереди разделены на две пряди. Имеет довольно стройное тело, средний рост, хорошее телосложе...

Tantei Gakuen Q

Tantei Gakuen QМы давно привыкли, что в центре событий бывают школы или клубы по интересам. «Школа детективов Кью» совместила в себе и то, и другое. С одной стороны, пятеро абсолютно разных ребят нашли себе толковое занятие, а с другой, они действительно обучаются детективному ремеслу, относясь к делу ...

Верность и Мудрость Японии

Верность и Мудрость Японии Верность Негромко хлопнув, затворилась дверь,  А в след смотрели карие глаза.  Ну что ж ,собака, сделаешь теперь?  А с шерсти на пол сорвалась слеза.  Лежал на полке, слушал стук колес,  А поезд уносил куда-то вдаль,  Вздыхал один в ква...

Как учат в школе

Как учат в школеАниме и дорамы со школьной тематикой встречаются довольно часто, и Вы наверняка уже более-менее разобрались в японской системе образования. Для тех, кто упустил те или иные моменты или вообще только начинает осваивать, как учатся дети Японии, эта статья станет своего рода шпаргалкой. Итак, первый во...

Японские театры part 3: Такаразука – women only

Японские театры part 3: Такаразука – women onlyЗатрагивая тему японских театров, нельзя не обратить внимание на Такаразуку – театр, по своей сути противоположный Кабуки: здесь все роли исполняют женщины. В следующем году он отметит столетний юбилей: в 1914 году Такаразука увидел свет, представив зрителям небольшое музыкальное представление...

Японские театры part 2: театр Кабуки – ближе к народу

Японские театры part 2: театр Кабуки – ближе к народуА мы продолжаем знакомиться с театрами Японии, и сегодня у нас на повестке дня театр Кабуки. Если Но зарождался как развлечение для высших слоев общества, то Кабуки более приближен к народу. А ведь вначале простым людям развивать искусство было просто негде. Кабуки начинался в эпоху Токугава с ритуа...

Японские театры part 1: театр Но – выбор элиты

Японские театры part 1: театр Но – выбор элитыЗнакомясь с японской культурой, нельзя обойти вниманием театр. Это искусство зародилось полтора тысячелетия назад, когда буддизм, пришедший в Японию с материка, принес с собой танцы и музыку. По маскам и костюмам, по сценографии и актерскому мастерству, по танцам и гриму Вы всегда узнаете японский т...
Δ Наверх