Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


Annecy 09

Annecy 09

На ведущем мировом фестивале анимационного кино российскую прессу представлял корреспондент «АнимеГида» Павел Шведов.

Начало лета во французском городке Анси вот уже почти полвека знаменуется событием, на время которого вся местная жизнь оказывается во власти анимации. На улицах слышна многоязычная речь, толпы мультипликаторов наводняют рестораны и кафе, кинотеатры с утра до ночи показывают всё лучшее, что создано за последнее время в мировой анимации. Легкое отравление разнообразием увиденного, кратковременное отторжение оживших картинок и хроническая бессонница — вот основные итоги 49-го Международного фестиваля анимационного кино в Анси, которые сполна прочувствует неподготовленный зритель.

Всё началось в 1960-м, когда на побережье альпийского озера ведущие аниматоры из разных стран договорились о создании Международной ассоциации анимационного кино. ASIFA стала не просто профсоюзом операторов мультипликационного станка. Эта организация помогла установить связи между студиями, позволила знакомиться с работами коллег из-за рубежа. Одновременно решили организовать регулярный смотр лучших фильмов, созданных в разных уголках планеты. Так появился фестиваль в Анси — старейший и авторитетнейший в мире профессиональной анимации.

Постепенно укрепляя свое влияние, фестиваль стал событием, мимо которого профессионалы пройти неспособны. Даже обычное участие фильма в конкурсе Анси считается высшей наградой за труды, а призы фестиваля — «Кристаллы» — открывают новые возможности для создателей, позволяют быстрее воплотить будущие анимационные проекты.

Японская анимация регулярно бывает представлена как на самом фестивале, так и на сопутствующем кинорынке — мероприятии, где продюсеры и представители киносетей договариваются о предстоящем прокате и перекупают лицензии на показ фильмов.

Несмотря на то, что в этом году азиатская мультипликация практически не получила почетных наград (лишь в конкурсе студенческих работ специального упоминания жюри удостоен фильм начинающего тайваньского аниматора Куан Пей Ма The Soliloquist [«Писатель монологов»]), в жизни фестиваля-09 присутствие аниматоров из Японии, Кореи и Китая было достаточно заметным.

Chainsaw MaidВ центральном конкурсе короткометражной анимации в этом году принял участие всего один японский фильм, зато он может дать фору многим другим. Chainsaw Maid («Горничная с бензопилой») Такэны Нагао — пластилиновый хоррор про злоключения отца и дочери, чей дом атакуют зомби. Путь окровавленным мертвецам преграждает верная и сексуальная горничная, которая во имя спасения хозяев берет в руки огромную бензопилу и лихо разрезает всех агрессоров.

The Winter SolsticeСовместно с кровавой «Горничной...» анимационную Азию в коротком метре представила китайская картина The Winter Solstice («Зимнее солнцестояние») режиссеров Хи Чена и Ху Аня. Артхаусная работа, рассказывающая о мимолетных воспоминаниях врача перед собственной смертью. Лента сильно напоминает творчество Игоря Ковалева, Прийта Пярна, Кодзи Ямамуры. В 26-м номере «АнимеГида» президент ASIFA Саёко Киносита предсказывала в интервью, что стиль Ямамуры повлечет за собой поток подражательных работ. Так и случилось.

SlavarГран-при «в коротком метре» завоевала шведская документальная лента Slavar («Рабы»), повествующая о трудной судьбе двух суданских детей, которые, как и тысячи других африканских подростков, использовались боевиками в качестве чернорабочих. Не блистая особыми изобразительными изысками, картина еще раз подтвердила фестивальную тенденцию последних лет, когда значимые призы отдаются работам, созданным в стилистике мокьюментари, когда происходящее на экране обрамлено в рамку документального кино (как «Вальс с Баширом» или «Первый отряд»). «Документальная» анимация играет с чувствами и сознанием зрителя, заставляя верить в происходящее на экране. Иногда сюжет полностью основан на реальных событиях и методами анимации просто пытается передать реальность. Иногда история только кажется реальной, а на самом деле полностью выдумана. В любом случае, не стоит забывать, что анимация позволяет усилить восприятие определенных эмоций и состояний героев, но она не способна передать все многообразие реального мира. И методы мокью-ментари, обнажая перед зрителем «реальную правду», могут транслировать и квазиреальность.

Мультипликация стран Азии не стоит на месте. Молодежь пытается получить профессиональное образование и связать свою жизнь с рисованием фильмов. В конкурсе Анси среди студенческих работ представители Японии, Южной Кореи и Тайваня оказались не на последних местах. В современной профессиональной анимации бытует мнение, что лучше всего обучаться ремеслу во Франции, где существует несколько крупных образовательных центров и множество школ поменьше, но студенческие и дипломные работы, созданные на Востоке, нисколько не теряют при прямом сравнении с европейскими. Причем студенты зачастую не ограничены эстетикой классического аниме и выходят в пространство западной графической традиции. Например, коричневатые оттенки карандашного рисунка в фильме Afternoon («Полдень») корейского режиссера Дзи-Е Ко вообще не выдают того факта, что эта работа создана в школе искусств города Кайвона. А сентиментально-сатирическая зарисовка против глобального потепления Farewell («Прощание»), снятая на Тайване, смотрится как заставка для какого-нибудь европейского телеканала.

Несмотря на высокий уровень азиатских работ, лучшими в студенческом конкурсе были заслуженно признаны французские фильмы For Sock's Sake («Ради носка») и Ex-E.T.

Jeh-bool-chal-shee eya-geeВторой по важности конкурс после смотра короткого метра — состязание полнометражной анимации, формата, в котором японские и, с недавних пор, корейские студии чувствуют себя весьма уверенно. Это сказывается на списке конкурсных работ, текущий год не стал исключением. Правда, не обошлось и без накладок. Японию должен был представлять в основном конкурсе Такэси Коикэ с картиной Redline студии Madhouse, но несмотря на заверения продюсеров и успешное преодоление отбора, создатели не успели доделать фильм к началу фестиваля. Зато в основной конкурс попала южнокорейская Jeh-bool-chal-shee eya-gee («История мистера Сорри») — и произвела фурор среди профессиональной публики. Вы когда-нибудь работали мастером по чистке ушей? Главный герой этого фильма мечтал о такой работе, и вот желание сбылось! Злой капиталист-душегуб, владелец конторы по чистке ушей, превратил мистера Сорри в лилипута, чтобы тот смог самолично проникать в ушные раковины для еще более качественной чистки. Только вот незадача: герой нашел способ проникать в запретные мысли своих клиентов. А там — такое! Инцесты и убийства — самое легкое из видений, превративших бедного чистильщика в монструозного паука!

По своей абсурдности эта история, может быть, и не дотягивает до «Ачи и Сипака», но убедительно доказывает, что, несмотря на сложности с финансированием, в Стране утренней свежести с артхаусным рисованным кино дела обстоят весьма неплохо.

Сильный уровень полнометражного аниме подтверждается еще и тем фактом, что в параллельном внеконкурсном показе три из десяти фильмов были родом из Японии. За билетами на эти сеансы очереди стояли не меньше, чем на фильмы основной программы фестиваля. Показывали многим известные Ghost in the Shell 2.0 Мамору Осии и Sword of the Stranger Масахиро Андо, а вот третьей работой стала еще малознакомая широким массам вторая часть нашумевшей антологии Genius Party, в которой великолепный коллектив Studio 4°C взламывает устои классического аниме. Genius Party Beyond (рецензию см. на стр. 56-57) отлично держится в пространстве мировой анимации, не слишком выпячивая свою японскую сущность. Вообще, формат сборника короткометражных авторских зарисовок на различные или схожие темы стал в последнее время популярным в кинематографической среде. В случае с «Гениальной вечеринкой» зрителю повезло на всех фронтах: идеи, стиль, дизайн и атмосфера каждого из пяти сюжетов заинтересуют самых разных людей.

Коралина в Стране Кошмаров«Кристалл» в полнометражной анимации в этом году честно раздробили надвое, отметив как мейнстрим, так и авторское кино. Заслуженное признание получила «Коралина в Стране Кошмаров» классика кукольной анимации 1енри Селика. Тем, кто любит «Кошмар перед Рождеством», не следует забывать, что от Селика там не меньше, чем от Тима Бёртона. А «Коралина» лишний раз доказывает, что и без Бёртона Селик способен раскрывать инфернальные истории (в этот раз — авторства Нила Геймана) так, что мурашки бегут по коже. Подробно рассказывать о фильме нет смысла: он прошел у нас в прокате и уже выпущен двумя DVD-изданиями. Если вы еще не смотрели «Коралину», этот пробел нужно срочно восполнять — не пожалеете.

Merry and MaxКартина-лауреат второго Гран-при в полном метре выйдет на российские экраны 19 ноября. Это австралийская сентиментальная история Mary and Max («Мэри и Макс»), снятая пластилиновым кудесником Адамом Эллиотом, — настоящий праздник авторской анимации.

В нынешнем году фестиваль в Анси объединил под своей крышей свыше шести тысяч профессиональных участников. На конкурс было представлено более 500 новых фильмов из 63 стран мира. Странам Азии удача в этом году не улыбнулась, что только увеличивает шанс юго-восточной анимации следующим летом, когда международный смотр анимационного кино в Анси будет отмечать полувековой юбилей.

Японцы — желанные гости фестиваля. В прошлом году «Кристалл» за короткий метр получил La Maison en Petits Cubes («Дом из маленьких кубиков») Кунио Като. В предыдущие годы призерами фестиваля становились мэтры японской анимации Исао Такахата и Хаяо Миядзаки. Кстати, недавней работе лидера Ghibli — «Рыбке Поньо на утесе» — в этом году в Анси была посвящена отдельная выставка.

Какие пути развития выберет для себя мировая анимация? Ответ станет известен в начале лета 2010 года, когда гостеприимный городок на юге Франции снова наводнится разношерстной анимационной толпой.

Официальный видеоканал фестиваля в интернете: www.youtube.com/user/annecyfestival

Автор:

Раскажи всем:

Комментарии (0)

Оставить комментарий


В рубрике "События":

День святого Валентина

День святого ВалентинаНаступил праздник для всех влюбленных. На Западе он является вторым по популярности (и по затратам на подарки) после Рождества. В России День святого Валентина вызывает противоречия: кто-то в восторге от праздника, пестрящего яркими открытками-валентинками и прочей романтической символикой, а кто-то...

День основания государства

День основания государства11 февраля в Японии отмечается третий по счету в году официальный праздник – День основания государства. Пока японцы поглощены празднествами, мы с Вами обратимся к истории и узнаем, что же это за событие, с чего все началось, а также с каких пор это отмечается. Итак, датой основания Японии счи...

«Темного Дворецкого» экранизируют

«Темного Дворецкого» экранизируютПоклонники аниме «Темный Дворецкий» скоро смогут оценить любимый сюжет в исполнении живых актеров: в апреле начинаются съемки полнометражного фильма по мотивам знаменитого произведения. За создание многообещающей картины взялись продюсер Шиндзо Мацухаши, а также режиссеры Кейичи Сато (сн...

День совершеннолетия

День совершеннолетияЗа время, пока мы с Вами не виделись, в Японии прошел замечательный праздник – День совершеннолетия (в этом году он выпал на 14-е января). Совершеннолетними японцы становятся немного позже, чем мы, – в двадцать лет, и это событие для них является официальным праздником. Для девушек и мол...

Новый год в Японии

Новый год в ЯпонииВо всех странах свои праздники, какие-то любимые всеми, на каких-то внимание акцентируется меньше, но Новый год объединяет все нации. Япония – не исключение. Новый год входит в набор государственных праздников и отмечается первого января. Традиция его празднования в новейшей истории существует...

Все в Москву на J-FEST 2012!

Все в Москву на J-FEST 2012!Зима в этом году начнется большим праздником для всех поклонников современной японской культуры. Первого и второго декабря в Москве пройдет четвертый фестиваль J-FEST, который в очередной раз объединит япономанов под одной крышей. В этом году местом проведения J-FEST заявлен концертный зал «Ко...

Долой сезонную хандру – в Москве «Японская осень»!

Долой сезонную хандру – в Москве «Японская осень»! jpfmw.ru: На дворе октябрь. За окном – унылая картина: опадают последние листья, то и дело идет дождь, а люди погружаются в депрессию. А вот поклонникам японской культуры скучать не приходится, ведь в самом разгаре фестиваль «Японская осень-2012». Это яркое мероприятие, призванное собрать вм...

Ожидаемые аниме: что посмотреть в 2013 году

Ожидаемые аниме: что посмотреть в 2013 году«Дикий Адаптер»: экранизация одноименной манги Казуи Минекуры, главный герой которой стал безжалостным убийцей после того, как на нем был протестирован загадочный наркотического препарат. Пока в нем остается капля человечности, он старается разыскать создателей этого препарата, чтобы выя...
Δ Наверх